Конспект занятия по рисованию
Рисование (подготовительная группа)
Тема:«Осенний натюрморт».
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с одним из жанров живописи - натюрмортом.
2. Познакомить с видом изобразительного искусства – графикой и «обратной» графикой.
3. Вызвать у детей желание составлять натюрморт из предложенных предметов, сочетая их между собой по цвету и величине.
4. Закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности листьев, цветов, фруктов: форму, строение, величину, расположение.
5. Продолжать осваивать приёмы работы в нетрадиционной технике – рисование ластиком (обратная графика) .
6. В процессе работы создать у детей радостное настроение, учить умению радоваться результатам своего труда и успехам других детей.
7. Поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Оборудование: натюрморт осени, веточка дуба, листья клена, цветы, вазы, фрукты, тонированный лист, карандаш, резинка.
Ход занятия:
-Ребята, вас в ждёт наш друг-карандаш, он приготовил для вас много интересного.
- Сегодня у нас много гостей, поприветствуйте их.
(В волшебном окне – Карандаш.)
-Ребята, мы с вами часто встречаемся с карандашом, и он стал нашим другом.
- Сегодня он пришёл не один, а с резинкой.
А зачем он её привёл, вы узнаете позже, а сейчас Карандаш приготовил вам
загадку, хотите её отгадать?
-Ребята, вы догадались, о чём сегодня будем говорить,
- Приглашаю вас на выставку, на которой мы полюбуемся натюрмортами разных художников.
(Просмотр натюрмортов ).
-Понравились вам натюрморты
- О каком времени года рассказывают эти натюрморты? (осень)
-Какие цвета использовали художники для передачи даров осени?
(= Предполагаемые ответы детей: яркие, тёплые, золотистые, солнечные…)
-Посмотрите, какие работы яркие, какое здесь многообразие красок.
-Прежде чем нарисовать натюрморт, художник его составляет.
- И мне тоже захотелось составить осенний натюрморт.
-Я сохранила веточки дуба, листья клёна, цветы.
У нас есть вазы, фрукты.
- Ребята, я попробую составить натюрморт, а вы мне, надеюсь, поможете.
-Какой у нас фон? (тёмный)
Подберите ту вазу, которая лучше подойдёт (тёмная или светлая)
(Составляем с детьми натюрморт.)
Любуемся.
-Карандаш что-то ещё для вас приготовил.
- Оказывается можно изобразить натюрморт, пользуясь только двумя цветами - чёрным и белым, и этот вид изобразительного искусства называется - графика.
-Карандаш хочет показать вам осенние натюрморты, выполненные в этой технике.
-Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики – это чёрный и белый.
Выразительные средства графики - линия, рисунок, переходы цвета и тени, контраст тёмного и светлого.
(На экране Карандаш и Резинка)
-А вот теперь карандаш хочет раскрыть секрет, почему он пришёл сегодня с ластиком
- Часто, когда рисуем набросок простым карандашом, мы пользуемся резинкой. Но ластик не только стирает, но и может сам создать картину.
-Это графика наоборот или «обратная графика».
-Посмотрите рисунки – это работы детей в технике – обратная графика.
-Карандаш приготовил вам тонированные листы и предлагает нарисовать осенний натюрморт на память об этом красивом времени года.
Вы не против?
-Ребята, я приглашаю вас занять места .
- Мне захотелось нарисовать вот такой натюрморт в память об осени.
(Показываю свой натюрморт.)
-Если вам понравился натюрморт, который мы вместе составили, то можно нарисовать его.
-А можно придумать и изобразить свой натюрморт.
- Один и тот же предмет можно изобразить по-разному:
-тёмный - можно передать просто контурным рисунком или высветлением контура
-светлый - светлым силуэтом с дорисовкой прожилок простым карандашом
-А теперь вы представьте свой осенний натюрморт и изобразите его в технике - обратная графика, с помощью резинки и простого карандаша.
-Кто готов - может приступать к работе.
В ходе работы детей использую:
= наводящие вопросы:
-какими по размеру должны быть листья, чтобы их могли все рассмотреть и любоваться ими;
-могут ли быть на одной ветке листья от разных деревьев;
-какую часть листа может занимать ваза.
= советы:
- как можно исправить ошибку - затушевать эту часть;
- для рисования тонких линий лучше использовать резинку на карандаше, а для прорисовки большого - ластиком.
= косвенные указания:
-а ты не хотел бы на листиках добавить прожилки…
= напоминания:
- а ты не забыла нарисовать стол или полку, на которой расположен натюрморт?
= оценку:
-как ты интересно украсил вазу, молодец;
-мне очень понравилось, как ты расположил предметы на своём натюрморте;
- у тебя получились листики резные, замечательно…
Физминутка
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Дети расставляют пальцы в сторону и загибают их в такт стихотворению,
по очереди, начиная с большого пальца:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать. (Все пальчики собраны в кулак.)
Листики дубовые, (Отогните мизинец)
Листики кленовые, (Отогните безымянный палец.)
Листики рябины, (Отогните средний палец.)
Листики осины. (Отогните указательный палец.)
Красивые листочки мы вместе соберем
(Сложите две ладошки с расставленными пальчиками вместе.)
И букет осенний маме понесем!
– Ребята, сейчас звенит маленький колокольчик.
Наше занятие заканчивается, и мы пригласим всех гостей на открытие выставки осенних натюрмортов.
(-А кто немного не успел дорисовать – может сделать в свободное время) .
( По окончанию - работы детей расположить на выставке)
-Ребята, сегодня на нашей встрече вы узнали, как можно по-разному изобразить натюрморты – и в цвете и в графике, и в обратной графике.
- Ваши осенние натюрморты получились выразительные, интересные, разные.
-А помогла создать вам эту красоту - обычная резинка и простой карандаш.
-Вы сегодня были – художниками –графиками.
-У кого натюрморт похож на наш?
Почему ты решил его нарисовать?
-Как ты точно изобразила прожилки.
Чем пользовалась?
-Какие веточки получились у тебя тоненькие, а от какого они дерева?
-А у тебя листочки получились, как живые.
-Очень красиво ты украсил вазу, необычные подобрал узоры.
-Ребята, полюбуемся вашими натюрмортами и пригласим гостей присоединиться к нам.