Конспект занятия по рисованию

    Рисование (подготовительная группа)

    Тема:«Осенний натюрморт».

    Задачи:

    1. Продолжать знакомить детей с одним из жанров живописи - натюрмортом.

    2. Познакомить с видом изобразительного искусства – графикой и «обратной» графикой.

    3. Вызвать у детей желание составлять натюрморт из предложенных предметов, сочетая их между собой по цвету и величине.

    4. Закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности листьев, цветов, фруктов: форму, строение, величину, расположение.

    5. Продолжать осваивать приёмы работы в нетрадиционной технике – рисование ластиком (обратная графика) .

    6. В процессе работы создать у детей радостное настроение, учить умению радоваться результатам своего труда и успехам других детей.

    7. Поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

     Оборудование: натюрморт осени, веточка дуба, листья клена, цветы, вазы,  фрукты, тонированный лист, карандаш, резинка.

     

                                                    Ход занятия:

      -Ребята, вас в ждёт наш друг-карандаш, он приготовил для вас много интересного.

    - Сегодня у нас много гостей, поприветствуйте их.

    (В волшебном окне – Карандаш.)

    -Ребята, мы с вами часто встречаемся с карандашом, и он стал нашим другом.

    - Сегодня он пришёл не один, а с резинкой.

     А зачем он её привёл, вы узнаете позже, а сейчас Карандаш приготовил вам

     загадку, хотите её отгадать?

    -Ребята, вы догадались, о чём сегодня будем говорить,

    - Приглашаю вас на выставку, на которой мы полюбуемся натюрмортами разных художников.

    (Просмотр натюрмортов ).

    -Понравились вам натюрморты

    - О каком времени года рассказывают эти натюрморты? (осень)

    -Какие цвета использовали художники для передачи даров осени?

    (= Предполагаемые ответы детей: яркие, тёплые, золотистые, солнечные…)

    -Посмотрите, какие работы яркие, какое здесь многообразие красок.

    -Прежде чем нарисовать натюрморт, художник его составляет.

    - И мне тоже захотелось составить осенний натюрморт.

    -Я сохранила веточки дуба, листья клёна, цветы.

     У нас есть вазы, фрукты.

     

    - Ребята, я попробую составить натюрморт, а вы мне, надеюсь, поможете.

    -Какой у нас фон? (тёмный)

    Подберите ту вазу, которая лучше подойдёт (тёмная или светлая)

    (Составляем с детьми натюрморт.) 

     

    Любуемся.

    -Карандаш что-то ещё для вас приготовил.

    - Оказывается можно изобразить натюрморт, пользуясь только двумя цветами - чёрным и белым, и этот вид изобразительного искусства называется - графика.

    -Карандаш хочет показать вам осенние натюрморты, выполненные в этой технике.

    -Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики – это чёрный и белый.

    Выразительные средства графики - линия, рисунок, переходы цвета и тени, контраст тёмного и светлого.

    (На экране Карандаш и Резинка)

    -А вот теперь карандаш хочет раскрыть секрет, почему он пришёл сегодня с ластиком

    - Часто, когда рисуем набросок простым карандашом, мы пользуемся резинкой. Но ластик не только стирает, но и может сам создать картину.

    -Это графика наоборот или «обратная графика».

    -Посмотрите рисунки – это работы детей в технике – обратная графика.

    -Карандаш приготовил вам тонированные листы и предлагает нарисовать осенний натюрморт на память об этом красивом времени года.

    Вы не против?

     

    -Ребята, я приглашаю вас занять места .

    - Мне захотелось нарисовать вот такой натюрморт в память об осени.

    (Показываю свой натюрморт.)

    -Если вам понравился натюрморт, который мы вместе составили, то можно нарисовать его.

    -А можно придумать и изобразить свой натюрморт.

    - Один и тот же предмет можно изобразить по-разному:

    -тёмный - можно передать просто контурным рисунком или высветлением контура

    -светлый - светлым силуэтом с дорисовкой прожилок простым карандашом

    -А теперь вы представьте свой осенний натюрморт и изобразите его в технике - обратная графика, с помощью резинки и простого карандаша.

    -Кто готов - может приступать к работе.

     

    В ходе работы детей использую:

    = наводящие вопросы:

    -какими по размеру должны быть листья, чтобы их могли все рассмотреть и любоваться ими;

    -могут ли быть на одной ветке листья от разных деревьев;

    -какую часть листа может занимать ваза.

    = советы:

    - как можно исправить ошибку - затушевать эту часть;

    - для рисования тонких линий лучше использовать резинку на карандаше, а для прорисовки большого - ластиком.

    = косвенные указания:

    -а ты не хотел бы на листиках добавить прожилки…

    = напоминания:

    - а ты не забыла нарисовать стол или полку, на которой расположен натюрморт?

    = оценку:

    -как ты интересно украсил вазу, молодец;

    -мне очень понравилось, как ты расположил предметы на своём натюрморте;

    - у тебя получились листики резные, замечательно…

     

    Физминутка

     

    Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

    Дети расставляют пальцы в сторону и загибают их в такт стихотворению,

    по очереди, начиная с большого пальца:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем листья собирать. (Все пальчики собраны в кулак.)

    Листики дубовые, (Отогните мизинец)

    Листики кленовые, (Отогните безымянный палец.)

    Листики рябины, (Отогните средний палец.)

    Листики осины. (Отогните указательный палец.)

    Красивые листочки мы вместе соберем

    (Сложите две ладошки с расставленными пальчиками вместе.)

    И букет осенний маме понесем!

     

    – Ребята, сейчас звенит маленький колокольчик.

    Наше занятие заканчивается, и мы пригласим всех гостей на открытие выставки осенних натюрмортов.

    (-А кто немного не успел дорисовать – может сделать в свободное время) .

    ( По окончанию - работы детей расположить на выставке)

    -Ребята, сегодня на нашей встрече вы узнали, как можно по-разному изобразить натюрморты – и в цвете и в графике, и в обратной графике.

    - Ваши осенние натюрморты получились выразительные, интересные, разные.

    -А помогла создать вам эту красоту - обычная резинка и простой карандаш.

    -Вы сегодня были – художниками –графиками.

    -У кого натюрморт похож на наш?

     Почему ты решил его нарисовать?

    -Как ты точно изобразила прожилки.

     Чем пользовалась?

    -Какие веточки получились у тебя тоненькие, а от какого они дерева?

    -А у тебя листочки получились, как живые.

    -Очень красиво ты украсил вазу, необычные подобрал узоры.

    -Ребята, полюбуемся вашими натюрмортами и пригласим гостей присоединиться к нам.