березка русская моя

Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Предмет исследования: береза.
Количество участников: групповой (СРЕДНЯЯ).
Береза белая, ветвистая,
Всегда веселая, всегда лучистая,
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело – мир освещать; второе – крик утешать; третье – больных исцелять; четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.
Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Цель проекта :
Активизировать речь, обогатить словарь
Воспитать любовь к природе родного края, желание сохранять ее
Задачи.
1. Учить отражать знания и впечатление в художественной, продуктивной и игровой деятельности.
2.
Сформировать эстетическое отношение к русской березе через стихи, потешки, картины и т. д
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3.
Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
4.
Расширять знания детей о березе, ее использование в хозяйственных целях, в медицине, в быту.
Формы реализации проекта
Ø Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность
Ø Целевые прогулки
Ø Труд на участке
Ø Изготовление поделок из природного материала
Ø Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация)
Ø Организация мини-музея предметов из березы
Приемы реализации проекта
v Заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок
v Рассматривание картин, иллюстраций
v Проведение дидактических игр
v Организация изобразительной деятельности
v Организация трудовой деятельности
v Сбор материала для создания мини-музея
v Организация экспериментальной деятельности
Этапы проекта
1 этап подготовительный
• Цель: сформировать у детей представление о березе, как образе России.
• Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивание наизусть.
• Подбор дидактических игр.
• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
• Подбор материала в мини-музей « Березка русская моя»
2 этап- аналитический
Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе.
§ Систематизация иллюстраций, репродукций картин.
§ Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям: подготовить схему о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий. Изготовление поделок, рисование, и т.д.
3 этап – практический
Цель: Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду )
Наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей»
§ Беседа «Почему березы белые?»
§ Занятие «Береза - символ России»
§ Легенды и мифы о березе «Русская душа березы»
§ Занятие о лекарственных свойствах березы «Домашний доктор»
§ Занятие о взаимосвязи экологической системы «Кто дружит с березой?»
§ Занятие о разных способах распространения семян «Без билета по белу свету»
§ Заучивание стихотворений , пословиц о берёзе. Разучивание песни «Во поле берёза стояла».
§ Вернисаж детских рисунков «Весенняя березовая роща»
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
Повышение уровня экологической культуры у детей и родителей.
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы
ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
Развитие исследовательской практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.