березка русская моя

    Тип проекта: познавательно – исследовательский.
    Продолжительность проекта: долгосрочный
    Предмет исследования: береза.
    Количество участников: групповой (СРЕДНЯЯ).
    Береза белая, ветвистая,
    Всегда веселая, всегда лучистая,
    К теплу и свету ветвями тянется,
    Весне и лету все улыбается. 
    Станислав Брандис.
    Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.



    С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

    Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело – мир освещать; второе – крик утешать; третье – больных исцелять; четвертое – чистоту соблюдать.

    Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

    Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.

    Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
     

    Цель проекта :
    Активизировать речь, обогатить словарь

    Воспитать любовь к природе родного края, желание сохранять ее


    Задачи.

    1.     Учить отражать знания и впечатление в художественной, продуктивной и игровой деятельности.

    2.    
    Сформировать эстетическое отношение  к русской березе через стихи, потешки, картины и т. д
    Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

    3.    
    Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

    4.    
    Расширять знания детей о березе, ее использование в хозяйственных целях, в медицине, в быту.

    Формы реализации проекта

    Ø Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность

    Ø Целевые прогулки

    Ø Труд на участке

    Ø Изготовление поделок из природного материала

    Ø Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация)

    Ø Организация мини-музея предметов из березы

    Приемы реализации проекта

    v Заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок

    v Рассматривание картин, иллюстраций

    v Проведение дидактических игр

    v Организация изобразительной деятельности

    v Организация трудовой деятельности

    v Сбор материала для создания мини-музея

    v Организация экспериментальной деятельности

    Этапы проекта

        1 этап  подготовительный

    •      Цель: сформировать у детей представление о березе, как образе России.

    •      Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивание наизусть.

    •      Подбор дидактических игр.

    •      Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

    •      Подбор материала в мини-музей « Березка русская моя»

    2 этап- аналитический

    Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе.

    §  Систематизация иллюстраций, репродукций картин.

    §  Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям: подготовить схему о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий. Изготовление поделок, рисование, и т.д.

                     3 этап – практический

    Цель: Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи,  принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду )    

         Наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей»

    §  Беседа «Почему березы белые?»

    §  Занятие «Береза - символ России»

    §  Легенды и мифы о березе «Русская душа березы»

    §  Занятие о лекарственных свойствах березы «Домашний доктор»

    §  Занятие о взаимосвязи экологической системы «Кто дружит с березой?»

    §  Занятие о разных способах распространения семян «Без билета по белу свету»

    §  Заучивание стихотворений , пословиц о берёзе. Разучивание песни «Во поле берёза стояла».

    §  Вернисаж детских рисунков «Весенняя березовая роща»

    В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

    По итогам работы было отмечено:

    Повышение уровня экологической культуры у детей и родителей.

         Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы        

         ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

    Развитие исследовательской практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

    Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

    Заключение.

    Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.