осень дарит чудеса

     


                                                    
    Конспект НОД

    «Осень дарит чудеса»

    Старший возраст

     

    Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

        Задачи:
    • Развивать умение детей называть признаки осени и  изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
    • Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
    • Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 
    • Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
    • Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
        Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
    Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
    групповая, подгрупповая и индивидуальная
        Оборудование:
    Колокольчик, тайное письмо, сундук, желуди с заданием, лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, листья разных деревьев, птицы, деревья, желтое панно, осенние предметы.

        Предварительная работа:
    • На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
    • Сбор листьев разной формы и окраски.
    • Беседы об осени;
    • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
    • Наблюдение за деревьями на прогулке.

        Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
                               Ход НОД

     (Воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: 
    - Мой звоночек звенит, заливается
    И ребята вокруг собираются
    Собрались все дети вкруг
    Ты мой друг и я твой  друг
    Вместе за руки возьмемся
    И друг другу улыбнёмся
    - Приготовьте свои пальчики и выполним пальчиковую гимнастику.

    «Листики».

    Раз, два, три, четыре, пять – 
    Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
    Листья берёзы.
    Листья рябины,
    Листики тополя,
    Листья осины,
    Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
    Мы соберём
    В вазу осенний
    Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

    – Ребята, к нам пришел Лесовичок. Посмотрите, в руках у него письмо, оно наверное для нас. Откроем и прочитаем, что в нем написано.

        Воспитатель 
    «Дорогие ребята!
    Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства.»

    Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Растерялся наш Лесовичек. Давайте ему поможем. А в помощь Лесовичок оставил сундучок. А вот и сундучок. Давайте откроем и посмотрим. Что это? Лесовичок  оставил нам желуди, да не простые. (открываю и читаю задание), а с заданием. Если мы ответим на все задания, то сможем помочь разобраться Лесовичку.

        Задание №1

        «Почему литья опадают с деревьев?»

    - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках и хотела показать их вам, но ни одного листика не осталось.

    Игра «Деревья»

    Налетел сильный ветер, сорвал все листья с деревьев, и листья перепутались.  Теперь стало не понятно, листья с каких деревьев опали. Где листья берёзы, где листья клёна, где листья дуба и рябинки? Давайте поможем Лесовичку разобраться, с какого дерева эти листочки.

    Нужно взять листок отнести и положить под то дерево с какого он слетел.

    (каждый ребенок складывает под определенное дерево)

    Воспитатель: Давайте проверим , правильно ли вы собрали листья?

    -Ребята, обратите внимание, что листья разноцветные. Какого цвета дубовые листья? Кленовые? Березовые?

    -Молодцы, теперь Лесовичок  знает  с какого дерева, облетел какой листок. А как называются деревья, которые сбрасывают листья? А которые не сбрасывают?

    С этим заданием справились. Теперь наши деревья не замерзнут.

        Задание №2

    - Ну, а мы посмотрим, какое задание в другом желуде

        «Почему литья осенью желтеют?»

    А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают?
    Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос проведем эксперимент.
    Проходите за столы. А как вы думаете, зачем дереву нужны листья?
    Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
        Проблемный вопрос:
    - А вам интересно узнать, как устроен лист?

    (Интересно)
    -Возьмите лупу и листок.

    Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
    Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
    Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
    Верхушка листа бывает острой или округлой. Скажите, какая она у вашего листочка?
    -Скажите ребята, так для чего же нужны прожилки на листе?

    А для чего нужен черешок?

    Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт, увидим это вещество и узнаем, почему листья зелёные?
    Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
    (На ткани появились зеленые пятна).
    - Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет.

    (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
    Вывод: Когда наступает осень,  становится холоднее , солнце светит меньше и зеленое вещество в листьях постепенно уменьшается, а затем пропадает совсем .Листья поэтому меняют свой цвет, а затем опадают, а новые почки на деревьях зарождаются.

        Задание№3

        « Почему птичек стало мало?»

     

    Слышится пение птиц.

    -О чём это спорят птички? Я, кажется, знаю, они забыли, кому улетать, а кому оставаться. Поможем им?

        Дидактическая игра: «Перелётные - зимующие»

    На столе лежат птички. Нужно взять одну, назвать её, сказать улетает она или остаётся зимовать и повесить на соответствующее дерево.

    -Молодцы, помогли разобраться птицам. Как одним словом называются те птички, которые улетают, а те которые остаются? А чем питаются птицы зимой? Чем мы можем помочь зимующим птичкам?

    - Молодцы, теперь и Лесовичок знает, какие птички остаются зимовать.

        Физминутка

    Выросли деревья в поле Потягивания – руки в стороны.

    Хорошо расти на воле !

    Каждое старается, Потягивания – руки в верх.

    К небу, к солнцу тянется.

    Вот подул осенний ветер, Дети машут руками.

    Закачались тут же ветки.

    Даже толстые стволы Наклоны вперед.

    Наклонились до земли.

    Вправо – влево, назад – вперед Наклоны вправо – влево,

    Так деревья ветер гнет. вперед – назад.

    Он их вертит, он их крутит. Вращение туловищем.

    Да когда же отдых будет?

    Ветер стих. Взошла луна. Дети садятся на места.

    Наступила тишина.

        Задание№4
        «Расскажите о признаках осени»

    -Лесовичок не знает как выглядит осень. Давайте ему  расскажем об осени.

    (на столе лежат картинки осени)

    Посмотрите внимательно на картинки и выберите только те, на которых изображена осень. Объясните, почему выбрали этот предмет.

    По каким признакам  ты решил, что это осень?

    -На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
    -небо серое, хмурое; низкое , тяжелое,
    -часто идут дожди;
    -перелетные птицы улетают на юг;
    -дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
    - люди надевают демисезонную одежду;
    -собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
    Ребята, вы назвали признаки осени. А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

    Правильно. Осень бывает разная, только осенью бывает такое буйство красок!

    Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом.

     Каких только цветов и оттенков не увидишь!

    А поздней осенью льют дожди, листья уже опали.

    А вот и снежок – вестник зимы. Все эти переодевания бывают осенью.

        Итог:

    -Я думаю, что Лесовичку теперь понятно, что такое осень и какая она бывает.

    -Ребята, остался последний желудь. Но это не задание, здесь сказано, что Лесовичок оставил нам сюрприз, который находится под елкой.

    Посмотрите, за то, что мы помогли ему, он приготовил для нас угощение. Поблагодарим Лесовичка.на этом наше путешествие окончено.